В последнее время тема гендерного воспитания набирает все большую популярность. Исследователи и специалисты высказывают разные точки зрения на этот счет: от вполне адекватных до переходящих в крайности. Попробуем разобраться, что же это такое, почему это важно для вашего малыша, и как это ему обеспечить.

Гендер – это не физиологический, а социальный пол человека. Пусть этот термин и считают слегка устаревшим, однако для понимания вопроса на бытовом уровне он подходит лучше всего. Гендер обуславливает поведение человека по общепринятому мужскому или женскому типу, соответствующие внутренние установки, жизненные приоритеты, и даже мелочи вроде манеры одеваться или особенностей речи. Наверное, вы хотя бы раз в жизни сталкивались с ситуацией, когда матерящийся мужчина воспринимается как должное, но стоит сказать хоть одно нецензурное слово представительнице противоположного пола, то ее просят выражаться сдержаннее, потому что «она же девушка».

Гендерное воспитание, соответственно, направлено на грамотное усвоение ребенком того социального опыта, который определяет все особенности гендерного поведения, самовосприятия и самоощущения. Содержание этого социального опыта во многом зависит от того, где, в какой стране, среди представителей какого народа растет ребенок.

Каким должно  быть гендерное воспитание в детском саду?

Нужно понимать, что гендерное воспитание – процесс длительный и разносторонний. Он начинается в семье, продолжается в ДОУ и школе, и завершается лишь тогда, когда ребенок проживает примерно два десятка лет своей жизни. Не стоит ожидать, что всю работу по формированию грамотной гендерной самоидентификации, обучению гендерным ролям и отношениям для дошкольника проделают воспитатели детского сада.

В то же время, гендерные подходы в ДОУ могут существенно поспособствовать этим процессам. Можно выделить несколько основных моментов гендерного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:

  • Тематические беседы. Дети могут искать друг у друга общее и различия, обсуждать, что значит быть девочкой, что значит быть мальчиком, и так далее. Речь – это важнейший инструмент научения, и не использовать его для гендерного воспитания в детском саду было бы кощунством.
  • Игры с распределением гендерных ролей. Девочки хотят быть балеринами и актрисами, мальчики – летчиками и программистами. Девочкам нравятся наряжать кукол в платья, мальчикам – выстраивать солдатиков и громить воображаемого врага. Игры, совмещающие девичьи и мальчишечьи пристрастия могут показаться слишком банальными и категоричными со взрослой точки зрения, но для детей они очень важны и полезны.
  • Чтение сказок, словесные игры, разыгрывание сценок и другие способы вызвать ассоциации с персонажами своего пола. Девочка, у которой нет проблем с гендерной самоидентификацией, будет ассоциировать себя с Машенькой, кошечкой, лисичкой и так далее. Мальчик – с Петей, принцем, мишкой и т.п. И дело тут не в приписывании себе характеристик персонажа, а, например, в разыгрывании его роли в сценке. Помогать разбираться в таких вещах на первых порах детям должен воспитатель.
  • Грамотный поход к проведению занятий по физкультуре. Хороший физрук детского сада будет давать мальчикам больше силовых упражнений, а при работе с девочками делать уклон в аэробику и гимнастику. Конечно, никто не помешает девочке, выросшей в прекрасную девушку, ходить в спортзал, равно как и мальчику – заняться акробатикой. Но в ранние годы, в условиях детского сада, такое разделение по типу упражнений наиболее оправдано и в контексте особенностей физического развития девочек и мальчиков, и в связи с потребностями их гендерного воспитания.
  • Грамотное распределение задач при проведении танцевальных занятий, утренников, организации выступлений. Так, если речь идет о танцах, то девочки должны выполнять плавные и мягкие движения, тогда как мальчики могут задавать ритм и вести своих маленьких партнерш. Конечно же, при распределении костюмов ребята, опять же, должны выбирать персонажей своего пола.

Почему гендерное воспитание дошкольников имеет большое значение?

Гендерное воспитание детей важно не только потому, что им будет проще вписаться в общество, если они будут комфортно чувствовать себя при исполнении соответствующих ролей. Оно важно еще и из-за того, что различия между гендерами вполне реальны, объективны и вовсе не надуманы.

Мужчины и женщины действительно имеют различную физиологию, по-разному воспринимают информацию, по-разному ее обрабатывают, обладают склонностями к разной манере поведения, по-разному мыслят, и так далее.

Возможно, вы слышали об эксперименте второй половины двадцатого века, когда мальчика по имени Брюс, которому неудачно сделали обрезание, решили кастрировать вовсе, и воспитать, как девочку Бренду. Автор этого эксперимента – Джон Мани – хотел доказать, что особенности поведения мужчин и женщин зависят исключительно от их воспитания, от того, к чему их приучают с самого раннего детства.

Несмотря ни на что, Бренда, родившаяся Брюсом, вела себя, как типичный мальчик, и даже введение эстрогена ему/ей не помогло. От операции по смене пола этот несчастный человек отказался, трижды попытался покончить с собой, а в 32-летнем возрасте он вернул себе мужские половые признаки и завел семью. Впрочем, после развода он все же покончил с собой в возрасте 38 лет.

С тех пор было проведено много исследований, однозначно доказывающих, что различия между мужчинами и женщинами – не только в физиологии, но и в особенностях высшей нервной деятельности, в функционировании психики, в поведении и т.д.

Принцип «не навреди» в воспитании детей по гендерному типу

Несмотря на все вышесказанное, важно понимать, что каждый ребенок – личность уникальная, обладающая своей яркой индивидуальностью, и понимать это также должны воспитатели детского сада. Поэтому, хотя актуальность гендерного воспитания для адекватных родителей не вызывает никаких сомнений, важно подходить к нему очень аккуратно и учитывать ряд нюансов:

  1. Детям могут нравиться вещи, не соответствующие классическому сценарию развития их гендера. Современное общество вполне допускает работу женщин в качестве инженеров, а мужчин – в роли танцоров. Поэтому если ваша дочка терпеть не может кукол и предпочитает им машинки, или если вашему мальчику нравится заплетать вам косы, а не играть в войнушку – пусть будет так. Это вовсе не значит, что вы вырастите ребенка нетрадиционной сексуальной ориентации. Насилие – никогда не вариант при воспитании, а высказывания в духе «не веди себя, как педик» могут только поспособствовать развитию мыслей ребенка в ту сторону, о которой он сам никогда бы не задумался.
  2. Дети имеют право на свой собственный характер и темперамент. Девочка-холерик всегда будет более бойкой и активной, чем мальчик-меланхолик. Темперамент – это то, что дано малышу с рождения, то он не может изменить, и под что он может лишь подстраиваться, чтобы удобным для него способом добиваться поставленных целей. Не требуйте от девочки, чтобы она вела себя, как маленькая принцесса, а от мальчика – чтобы он действовал, как маленький солдатик. Не заставляйте ребенка чувствовать себя неправильным из-за того, что его характер не соответствует общепринятым представлениям о том, как он должен себя вести. В противном случае малыш только замкнется в себе.
  3. Этот пункт, вероятно, понравится вам меньше всего, но современное положение дел заставляет о нем упомянуть. С физиологической точки зрения, из-за недостатка или переизбытка определенных гормонов на определенном этапе беременности, ваш ребенок теоретически, хотя с очень небольшой вероятностью, может родиться с нарушениями сексуального поведения. Эта небольшая вероятность по мнению одних исследователей составляет несколько процентов, по мнению других – несколько десятых долей процентов. Однако подобные отклонения проявляются скорее в подростковом возрасте. Более того: если ваш ребенок будет отказываться от своей гендерной роли и демонстрировать склонность к гомосексуальности, не будет лишним отвести его на консультацию к хорошему психологу. В условиях, когда по телевизору и в интернете однополые отношения чуть ли не популяризуются, многие дети в пубертатном периоде задумываются на эту тему лишь в формате некоторого эксперимента, хотя на самом деле не имеют к ней никаких склонностей. Впрочем, как уже было сказано, такая проблема и необходимость с ней мириться у вас если и возникнут, то значительно позже, чем в дошкольном возрасте.
  4. Все эти пункты мы написали в формате рекомендаций для вас, однако очевидно, что их должны учитывать и воспитатели, а вы можете использовать их для контроля над качеством их работы. И если дошколенок будет жаловаться вам, что ему не дают поиграть с конструктором или плюшевым мишкой, потому что с ним должны играть малыши противоположного пола – у вас будут все основания вмешаться в воспитательный процесс и предъявить сотрудникам детского сада вполне объективные претензии.

Итак, гендерное воспитание в условиях детского сада – задача важная и вполне выполнимая, но, как и в любых вопросах, касающихся воспитания подрастающего поколения, здесь очень важно найти и соблюсти золотую середину. Любите своих детей, помогайте им найти правильный путь в жизни, но не мешайте им быть самими собой – они заслуживают вашего тепла и поддержки вне зависимости от особенностей своего характера!